Главная » Информация » О независимой оценке рисков и декларировании в области пожарной безопасности

О независимой оценке рисков и декларировании в области пожарной безопасности

С 01 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принятый Государственной Думой 4 июля 2008 года (далее – Технический регламент).

Данный Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Этот документ предоставляет право собственнику объекта защиты выбирать предпочтительное для него условие обеспечения пожарной безопасности. Теперь собственник сможет сам выбирать способ оценки соответствия объектов защиты (продукции), организаций, требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, а именно:

  • независимую оценку пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
  • декларирование пожарной безопасности;
  • или государственный пожарный надзор.

Этот закон перераспределил ответственность за нанесение вреда или причинение ущерба между государством и собственником объекта защиты – теперь вся ответственность за безопасность объекта (исключая особо важные, опасные и технически сложные объекты с массовым пребыванием людей) ложится на его собственника.
Положения данного Технического регламента об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

  • проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
  • разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
  • разработке технической документации на объекты защиты.

На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения вышеуказанного Федерального закона распространяются в случаях, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара (например-состояние путей эвакуации, наличие и работоспособность автоматических систем противопожарной защиты или иные условия, от которых напрямую зависит безопасная эвакуация людей из зданий или сооружений, не соответствуют современным требованиям).

В таких случаях собственник объекта защиты или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Федерального закона.

Преимущества независимой оценки рисков и декларирования

В соответствии с пунктом 25 Приказа МЧС РФ от 1 октября 2007 г. N 517 при планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки органами ГПН мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не планируются.

Т.е. объект защиты освобождается от плановых проверок Государственного пожарного надзора на трехлетний срок, а на внеплановую проверку потребуется разрешение прокуратуры.